Написать письмо

Офорт - сложная и уникальная графическая техника позволяющая получить оттиски с печатных форм, изготовленных травлением металлической поверхности кислотами.

Отполированная цинковая (или медная) пластина покрывается кислотоупорным лаком, далее стальной иглой процарапывается слой лака по линиям будущего рисунка до металла. После этого цинковая пластина помещается в азотную кислоту, медная - в раствор хлорного железа, протравливаются освобожденные от лака места. При этом формируются углубленные печатные элементы. Углубления заполняются краской, покрываются увлажненной бумагой и далее получают оттиск на метало-графическом станке.

Зачастую понятие «офорт» понимается шире – в него включают и другие разновидности гравюры с травлением: акватинта, лавис, мягкий лак.

Офорту свойственны живописная и эмоциональная манеры, свободный штрих, тонкость светотени.

Первые известные офорты относятся к началу XVI века и выполнены были в Германии Д. Хопфером и А.Дюрером, в Швейцарии - У.Графом. Расцвет этого вида искусства приходится на XVII век. Во Франции художник Ж.Калло, один из первых применил повторное травление. В своих неповторимых по исполнению офортах он создавал образы, в которых драматизм и правда жизни прочно переплетаются гротеском. В Голландии творчество Рембрандта оказало значительное влияние на работы последующих мастеров офорта. Соединения динамичного штриха, сочных или еле заметных линий «сухой иглы», повторного травления, позволили Рембрандту достичь максимально тонких и изысканных эффектов светотени, а также глубоких психологических характеристик. В одно время с Рембрандтом в Голландии работали и такие крупные офортисты, как Херкюлес Сегерс, Адриан ван Остаде, Паулюс Поттер, Якоб ван Рейсдал, Николас Берхем. Во Фландрии в XVII веке были известны офорты Антонис ван Дейка, в Италии – Гвидо Рени, Дж. Б.Кастильоне, в Испании - Х.Риберы. В России 1-й датированный офорт выполнен в 1665г. С.Ушаковым. В XVIIIв. Работы в этой технике выполнялись А.Ф. Зубовым, Е.П. Чемесовым.

С середины XVIIIв. обозначились два направления в развитии офорта: творческая и репродукционная. Яркие мастера творческого офорта – Джованни Батиста Тьеполо, Каналетто и Джованни Батиста Пиранези в Италии, Антуан Ватто, Франсуа Буше и Жан Оноре Фрагонар - во Франции, Уильям.Хогарт в Великобритании.

В XVIII веке получил распространение цветной офорт. На рубеже XVIII- XIX веков. Испанский художник Гойя создавал графические циклы, наполненные живописной выразительностью, острым эмоциональным и социально-драматическим звучанием. В XIX-XXвв. активно в технике офорта работали многие известные художники, такие как Жан Франсуа Милле, Камиль Коро, Ш.Ф. Добиньи, Эдуард Мане, Камиль Писарро, Теофиль Стейнлен и пр.